Русский Интеллектуальный Центр
Российское образование приходит в Молдову

Российское образование приходит в Молдову

(Мечты сбываются)

Каждый русскоговорящий школьник, живущий вдали от России, хотел бы получить качественное образование на русском языке. Но мечтам не всегда суждено стать реальностью. Что мешает? Прежде всего, это отсутствие возможности окончить по-настоящему русскую школу, получить аттестат российского образца, поступать в ведущие вузы России. И многие ребята, в тайне мечтающие о достойном образовании, были вынуждены мириться с этим. Не судьба!

А ведь мечты сбываются! Нужно только очень-очень захотеть, приложить старание, проявить настойчивость, трудолюбие - и успех обеспечен. Для этого не обязательно мчаться в Москву, покидая волнующихся родителей. Благодаря новейшим информационным технологиям и современной технике каждый «жаждущий» знаний может обучаться по образовательным программам российской общеобразовательной средней школы. С этой целью в столице Молдовы, в лицее им. А.С.Пушкина 23 сентября 2005 года был открыт ПЕРВЫЙ в нашей стране Центр дистанционного образования. На открытии присутствовали учащиеся большинства лицеев Кишинева, которые с огромным интересом слушали выступления заместителя руководителя Департамента международных связей Правительства Москвы А.А.Сорокина, председателя Конгресса Русских Общин Республики Молдова В.И.Клименко, сотрудника Посольства Российской Федерации в Молдове В.Г.Миргорода, директора Русского интеллектуального центра в Молдове Е.М.Бураковой и, наконец, директора Открытой Русской Школы (ОРШ) С.В.Весманова.

Всем присутствующим была продемонстрирована работа супер-современных компьютеров с жидкокристаллическими мониторами и с блоками бесперебойного питания, на которых ребята могут осуществлять обучение, «грызть гранит науки», не уезжая из своего родного города. Затем в актовом зале лицея состоялась «слайд-презентация», которая проводилась также при помощи современной техники. Доступно были объяснены цели, задачи и преимущества проекта, дающего возможности всем желающим получать российское образование.

Московский аттестат выпускники получают одновременно с документом об окончании русской школы в Молдове. Важно отметить, что с этого года и получение высшего образования также может проходить дистанционно для тех ребят, у которых нет возможности проживать в Москве. Согласно договорённости ОРШ с несколькими московскими вузами на обучение по контракту выпускники ОРШ принимаются без дополнительных экзаменов и даже с некоторой скидкой. Ну а для поступления на бюджет, конечно, надо сдавать экзамены.

Уже третий год с Открытой русской школой сотрудничает Русский интеллектуальный центр в Молдове (РИЦ). Директор ОРШ С.В. Весманов отметил хорошую подготовку наших ребят, их успехи при сдаче экзаменов, чему в немалой степени способствуют действующие при РИЦ курсы.

Благодаря эффективной организационной работе РИЦ и настойчивости Конгресса русских общин РМ, председателя В.И. Клименко Молдова стала первой страной СНГ, открывшей российский Центр дистанционного образования.

Цель организации Центра дистанционного образования в Молдове – не только создание оптимальных условий для обучения русскоговорящих школьников, но и введение в систему образования Молдовы лучших элементов программы общеобразовательных школ Москвы. По словам В.И. Клименко, КРО РМ планирует создание филиалов Центра на Севере и Юге Молдовы. И это только начало. Основной задачей ОРШ является предоставление возможности всем желающим получить полное образование в России.

Это яркий пример того, когда чудо достижения техники рождает чудо достижения человека, и в нашем случае - достижение школьника, участвующего в программе ОРШ.

Как же, собственно, проходит само обучение в дистанционном режиме? А очень просто: учащийся регистрируется на образовательном сайте, где он получает индивидуальный пароль, в его распоряжении, помимо персональной страницы, находятся электронные учебные материалы, справочные материалы и комплекты контрольных работ, тестов, творческих заданий и рефератов. Кроме того каждый учащийся получает диск, который содержит всю информацию о системе обучения, комплект контрольных работ и тестов, необходимые учебные материалы, справочники, учебники, библиотеку литературных первоисточников. Это позволяет сократить затраты на пользование сетью Интернет, а заходить на образовательный сайт лишь для отправления контрольных работ, получения оценок и консультации с учителем.

Контрольные работы выполняются и отправляются в указанные сроки. Затем работы, тщательно проверенные в Москве, присылаются с оценкой и комментариями. Программа предоставляет ученикам возможность проявить себя, но она не может заставить участника проекта учиться и вовремя выполнять контрольные работы. Поэтому здесь огромную роль играет сила воли и желание получить качественное образование.

Более подробную информацию об этой системе образования можно найти на интерактивном Интернет-ресурсе www.ymk.ru. Тот факт, что образование осуществляется при помощи новейших средств коммуникации, не должен пугать современного ученика, ведь именно благодаря достижениям компьютерной техники учащийся сможет без особых материальных затрат выиграть счастливый билет в счастливую жизнь.

 

Презентация закончилась. Ребята расходились восхищенные и вдохновлённые новыми возможностями. И мне, наконец, удалось поговорить с директором Центра дистанционного образования Бураковой. Вот, что она рассказала.

 

Анализ образовательных программ во многих странах СНГ показывает увеличение разрыва в национальных и российских стандартах обучения, а политика в отношении образовательных возможностей наших соотечественников на русском языке продолжает ужесточаться. Это выражается в сокращении числа русских школ, низком обеспечении учебными пособиями, низком качестве учебных пособий, издаваемых в странах СНГ на русском языке.

При этом неуклонно возрастает число детей соотечественников, заинтересованных в получении российского образования и российского аттестата о среднем образовании государственного образца, позволяющего быть конкурентоспособными среди абитуриентов разных вузов и разных специальностей. По опросам общественного мнения, более 160 тысяч выпускников русских школ из стран СНГ и Балтии хотят продолжить образование в России. Программа Мэра Москвы «Московский аттестат» как раз и направлена на преодоление расхождений в школьных программах при помощи современных информационно-коммуникационных технологий. Русский интеллектуальный центр, являющийся официальным представителем ОРШ в Молдове, был создан специально с целью продвижения российских образовательных стандартов и передовых образовательных технологий в нашей стране. Двадцать лет назад человек, имеющий 2 высших образования, вызывал удивление и восхищение, сегодня и тремя дипломами никого не удивишь. Естественно, 2-е и 3-е высшее образование получают, как правило, не на обычной студенческой скамье, а экстерном. В сферу экстерната сегодня входит среднее и среднее специальное образование в дистанционной форме.

Сегодня как в молдавском, так и в российском образовании параллельно происходят два процесса. С одной стороны понижается уровень обязательных минимальных требований образовательного стандарта, а с другой – расширяется сеть дополнительных образовательных услуг как очных, так и заочных, а с развитием сети Интернет и дистанционноых.

Многие педагоги, понимая эти образовательные тенденции, не мешают своим учащимся получать дополнительное образование, а наоборот, всячески их поддерживают. Школьники, стремящиеся не отстать от своего времени и своих российских сверстников после школы спешат к нам на курсы по различным предметам, что позволяет им блеснуть своей подготовкой не только на выпускных экзаменах в ОРШ, но и при поступлении в вузы.

Учащиеся, успешно окончившие ОРШ, проходят государственную итоговую аттестацию в московском Центр образования «Царицыно» №548, ставшем гостеприимным домом не только для собственных учеников, но и для нескольких сотен российских соотечественников из ближнего зарубежья, обучающихся дистанционно.

 

Над входом в эту элитарную московскую школу сияет сформулированный Марком Твеном замечательный девиз:

«Хождение в школу не должно мешать моему образованию».

 

Болдурат Ольга