13.12 2013

О ПОЛОЖЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

май 1992 года

Республика Молдова — одно из немногих государств на территории бывшего СССР, где противостояние властей и русскоязычного населения приняло острую форму. Следует отметить, что вместе с русскоязычным населением Приднестровья выступает значительная часть молдавского населения Левобережья. На наш взгляд, столь резкое противостояние обусловлено крайне неблагополучным положением в области прав человека.

 События в республике продолжают развиваться в направлении, не способствующем нормализации обстановки.

Более года назад (14 ноября и 28 декабря 1990 г.), Парламент Молдовы принял два Постановления, в которых изложил свою политику в области прав человека и положения национальных меньшинств. Правительству и правоохранительным органам было, в частности, предложено расследовать случаи дискриминации граждан по национальной принадлежности, случаи незаконных увольнений (п. 9), а также:

В отношении проблемы гагаузского народа был объявлен мораторий на решение Верховного Совета, которым просьба о создании гагаузской автономии отклонялась.

К сожалению, реализовать полностью эти постановления не удалось.

Парламент и Президент Молдовы выдвинули идею о создании национально-культурных автономий в Гагаузии и Приднестровье в ходе административно-территориальной реформы (создание укрупненных административных образований — уездов в местах компактного проживания национальных меньшинств) и путем создания свободных экономических зон. Руководители Приднестровской и Гагаузской республик не нашли приемлемыми эти предложения и настаивают на политической автономии и федеральном устройстве Молдовы.

Согласительная комиссия через 2 месяца прекратила работу из-за острых разногласий сторон.

Не были расформированы отряды самообороны. Их количество и боевые возможности возросли.

Комиссия по совершенствованию механизма реализации Закона «О функционировании языков...» в сентябре 1991 г. поднимала вопрос в Парламенте о значительном увеличении срока введения в действие «Закона о функционировании языков...» (до 2000 — 2005 гг.), однако принятие решения было отложено до следующей сессии.

Законопроект «О гарантиях прав национальных групп..» принят лишь в первом чтении. Второе чтение должно пройти на нынешней 8-й сессии. Авторы Закона, как выяснилось, отличают «национальные группы» от «национальных меньшинств», существование которых в республике отрицается.

Необходимо обратить внимание на принятую 5 июня 1990 г. статью 203-1 УПК Молдовы, по которой должны привлекаться к ответственности «лица, активно препятствующие выполнению требований Конституции и других Законов Молдовы» (лишение свободы до трех лет или исправительные работы от одного до двух лет). «Те же действия, сопряженные с призывами к массовому гражданскому неповиновению требованиям Конституции и других Законам» влекут за собой более тяжелое наказание (лишение свободы от трех до семи лет со ссылкой на срок от двух до пяти лет). Расплывчатость и неопределенность формулировок статьи вызывает серьезные опасения.

В Законе о гражданстве, принятом в июне 1991 г. в статье 20: «Основания отказа в приеме в гражданство Республики Молдова» имеется следующий пункт: «В приеме в гражданство отказывается лицам, осуществляющим деятельность, направленную на подрыв государственной безопасности, общественного строя, закрепленного Конституцией Республики Молдова». На наш взгляд, этот пункт допускает возможность его произвольного толкования должностными лицами.

Увольнения по национальному признаку

Есть основания утверждать, что реорганизации учреждений нередко приводят лишь к изменению национального состава сотрудников при сохранении практически тех же функций.

Во многих случаях одним из критериев приема на работу является знание молдавского языка, хотя официально госслужащие должны знать молдавский язык к 1994 году. Многие сотрудники учреждений и организаций, предвидя результаты аттестации, увольняются до ее начала. Найти защиту от незаконных увольнений практически невозможно, как и найти работу по специальности. В результате подобных действий резко возрос выезд квалифицированных специалистов из республики.

Необходимо отметить, что эти увольнения — следствие не столько Закона «О функционировании языков», сколько произвольных действий должностных лиц.

Образование на русском языке

С 1991/92 г. прекращен набор на филологический факультет КГУ по специальности «Русский язык и литература». Новые специализации, открытые в Университете (отделение прикладной социологии, группы с преподаванием на иностранных языках на экономическом факультете), предназначены лишь для студентов, в совершенстве владеющих молдавским языком. Поскольку реформы происходят быстро, часть общества попадает в ситуацию хронического стресса, усугубленного взаимным недоверием, и т. к. пока не создано нормальных условий для обучения молдавскому языку (найти хороший учебник румынского языка на недавно введенной латинской графике очень сложно; не хватает квалифицированных специалистов-преподавателей), значительная часть молодежи не может получить высшего образования в республике или предпочитает делать это в других республиках. Количество групп обучения на русском языке в вузах сокращается. Так, набор в русские группы Молдавского Государственного Университета сократился за последние 2 года в 1.5-2 раза. Параллельно еще более быстрыми темпами сокращается количество абитуриентов и студентов, не молдаван (Молдавский Госуниверситет: 1988 г.-34%, 1989 г.-22,8%, 1990 г.-20%, 1991 г.-17,6%; Кишиневский педагогический институт им.Крянгэ: 1990 г.-31,1%, 1991 г.-22%). Многие квалифицированные преподаватели вынуждены уезжать, не видя для себя перспективы или не сумев соответствовать новым требованиям. На историческом факультете Молдавского Госуниверситета количество преподавателей - не молдаван в 1990-91 гг. сократилось в 2 раза. С июня 1991 г. в вузах Молдовы проводится переаттестация, одним из главных критериев которой служит знание государственного языка. Впрочем, есть и другие критерии. В ноябре 1991 г. несоответствующими занимаемой должности признаны 17 преподавателей КГУ, в большинстве доктора и кандидаты наук, и член-корреспондент АН Молдовы, физик Е.П.Покатилов. По мнению неаттестованных с ними поступили несправедливо, руководствуясь национальными и политическими мотивами. Подталкивает к такому выводу, в частности, и заключение на аттестационном листе заведующей кафедрой современного русского языка, профессора Людмилы Донецких: «Не соответствует занимаемой должности из-за активной социально-политической деятельности, направленной против решений парламента и правительства республики и так как достигла пенсионного возраста». Очевидно, имеется в виду опубликованное несколько месяцев назад в ныне ликвидированной русской газете «Советская Молдова» коллективное открытое письмо по поводу намерения Министерства науки и образования республики упразднить русскую филологию в Университете — других «политических» акций за Л. Донецких не числится. Подписал заключение первый замминистра науки и образования И. Балтаг уже после утверждения этих преподавателей на занимаемые должности университетской и республиканской комиссиями. После длительной борьбы и вмешательства Департамента по национальным делам и комиссии по правам человека Парламента все не аттестованные были восстановлены на своих прежних должностях.

Использование насилия в политических целях

В середине октября 1990 г. под эгидой НФМ и ряда других общественных организаций развернулось движение волонтеров, призванное отстоять территориальную целостность Молдовы. Движение получило поддержку Правительства. К 26 октября на Юг республики было переброшено около 30 тысяч волонтеров. В местах дислокации волонтерами совершены ряд актов насилия. Так, в с. Московей волонтерами был избит и впоследствии скончался в больнице крестьянин Шкембеджи, по национальности — гагауз. В г. Кагул разгромлено здание райкома КПМ. Мобилизация гагаузского населения, помощь приднестровских дружинников и своевременный ввод частей ВВ МВД СССР предотвратили вероятное кровопролитие, однако через несколько дней трагедия произошла в Приднестровье. 2 ноября руководство Молдовы попыталось ввести в город подразделения МВД и отряды волонтеров. Дубоссарские ополченцы выстроили баррикады. Произошли ожесточенные столкновения, в ходе которых полиция применила оружие, застрелив троих защитников города (2 молдаванина и украинец).

Новое обострение произошло в сентябре 1991 г., когда в Приднестровье и Гагаузии прошли массовые аресты руководителей «сепаратистов», которым было предъявлено обвинение в «антимолдавской» деятельности по ст. 203-1. Второе обострение обстановки, почву для которого подготовило Постановление Парламента о расформировании и разоружении в десятидневный срок всех вооруженных отрядов, произошло в декабре 1991 года. Можно констатировать, что жесткость позиции молдавских руководителей, попытки силовой аргументации нe решили и не могли решить проблему.

Несмотря на предварительную договоренность и запись об этом в согласительном протоколе по нормализации обстановки в зонах конфликта, захваченные в ходе операции спецназа Молдовы 24 приднестровских гвардейца не были освобождены, в то время как 6 полицейских Молдовы были немедленно отпущены на свободу после подписания протокола. Суд над гвардейцами может вызвать ответные действия Приднестровья.

Среди случаев насилия следует упомянуть произошедшее 15 ноября 1990 г. избиение в Кишиневе русскоязычных горожан. Поводом для этого послужило убийство в драке в кафе молдаванина Думитру Молдовану, в ходе спора о новом государственном флаге Молдовы. В числе прочих были избиты 3 русскоязычных депутата. 27 декабря 1991 г. после заседания Парламента, на котором был отвергнут один из законопроектов, предложенный группой НФМ, был избит депутат А. Малаки, голосовавший против. Неоднократным угрозам физической расправы по их словам подвергались депутаты С.Кащеев, М.Руссу, А.Царан и др. 5 марта 1991 г. при выходе из здания Парламента Были избиты народные депутаты Молдовы из г. Бендеры Г. Пологов, А. Ефанов, Д. Матчин. 17 марта 1991 г. в день проведения в Молдове Всесоюзного референдума, был избит и сброшен в озеро народный депутат Молдовы В. Крылов, посетивший после договоренности с руководством Парламента в целях контроля за порядком один из участков для голосования, блокированный противниками референдума.

В дни референдума насилие стало массовым. 16 декабря сторонники НФМ напали на участников митинга. Были разгромлены избирательные участки, людей, приходивших голосовать, избивали.

Проведенный ВЦИОМ в июле 1991г. в Молдове опрос общественного мнения показал высокую частоту актов насилия, особенно по отношению к представителям нацменьшинств (с агрессивностью националистических группировок пришлось столкнуться каждому четвертому инородцу), а также опасения граждан относительно возможности массового насилия на национальной почве (их считали реальными более половины опрошенных). Показательно, что более 70% русскоязычных главной проблемой считают обострение межнациональных отношений, в то время как 58, 3% молдаван в качестве основной проблемы назвали снижение уровня жизни.

Средства массовой информации

В ноябре 1990 г. редакция газеты «Молодежь Молдавии», опубликовавшая фотографию, запечатлевшую премьер-министра на митинге впозе, напоминающей фашистское приветствие, была разгромлена толпой его сторонников.

Парламент принял постановление, согласно которому он должен утверждать редакторов районных газет.

После постановления Президиума Парламента о запрете на деятельность компартии Молдовы были закрыты газеты «Советская Молдова», «Кишиневские новости», «Кувентул» и журнал «Политика». Парадоксальность ситуации заключается в том, что несмотря на определенную политическую тенденциозность, эти газеты печатали материалы в защиту русскоязычного населения Молдовы. У перерегистрировавшейся газеты «Кишиневские новости» было отобрано помещение и фонды на бумагу.

Газета «Советская Молдова» была воссоздана, как орган Парламента, получив новое название («Независимая Молдова»), новый состав пишущих журналистов и нового главного редактора, назначенного Парламентом.

С 1 января 1992 г. под предлогом экономии средств и отсутствия соответствующего соглашения с Российской Федерацией в Республике прекращена ретрансляция Российского телевидения. В этом же месяце перестали транслироваться передачи Центрального телевидения и радио.

Проблема гражданства

Закон «О гражданстве Республики Молдова» не предоставляет возможности приобретения двойного гражданства кроме исключительных случаев и в случае заключения с соответствующим государством специального соглашения.

Согласно Законам Молдовы о приватизации и земле, право на получение в собственность государственного имущества и земельных участков имеют только граждане Республики. В то же время многие жители Молдовы не коренной национальности, опасаясь объединения с Румынией и утери связей с родиной, желают стать гражданами других государств (в т. ч. России). В результате возникает трудноразрешимая ситуация, усиливающая выезд из Республики.