ЗАКОН Nr. 546 от 19.12.2003 об утверждении Концепции национальной политики Республики Молдова

 

 


Республика Молдова

ПАРЛАМЕНТ

ЗАКОН Nr. 546
от  19.12.2003

об утверждении Концепции национальной политики
 Республики Молдова

Опубликован : 01.01.2004 в Monitorul Oficial Nr. 1-5     статья № : 24

Принимая во внимание необходимость определения принципов и задач национальной политики, в целях обеспечения суверенитета и независимости страны и создания благоприятных условий для свободного развития всех этнических и языковых сообществ Республики Молдова

 Парламент принимает настоящий органический закон.

Ст.1. - Утвердить Концепцию национальной политики Республики Молдова, являющуюся составной частью настоящего закона.

Ст.2. - Правительству до 1 января 2004 года разработать и представить Парламенту на утверждение программу мер по реализации указанной Концепции.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

ПАРЛАМЕНТА                                 Еуджения ОСТАПЧУК

Кишинэу, 19 декабря 2003 г.

546-XV.

УТВЕРЖДЕНА

Законом № 546-XV

от 19 декабря 2003 года

КОНЦЕПЦИЯ

национальной политики Республики Молдова

Концепция национальной политики Республики Молдова (далее - концепция) представляет собой совокупность принципов, приоритетных целей и задач по интеграции и консолидации единого поликультурного и многоязычного народа Республики Молдова путем приведения общенациональных интересов в соответствие с интересами всех этнических и языковых сообществ страны.

Концепция основывается на положениях Конституции Республики Молдова, нормах национального законодательства и международного права, в том числе Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции по защите прав и основных свобод человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, а также Конвенции о расах и расовых предрассудках, других международных актов, касающихся прав человека и прав лиц, принадлежащих к этническим и языковым сообществам.

Основные принципы концепции базируются на многовековом прошлом молдавского народа и его непрерывной государственности в историческом и этническом пространстве его национального становления. Возникнув еще в 1359 году и сохранившись на протяжении веков как самостоятельная страна, территориально раздробленная и находившаяся длительный период под иностранным владычеством, Молдова возродила свою государственность посредством акта об образовании от 2 декабря 1917 года, когда Сфатул Цэрий, "опираясь на историческое прошлое молдавского народа", провозгласил в Кишинэу создание Молдавской Демократической Республики. Законное право молдавского народа на государственность подтверждено и созданием на левобережье Днестра 12 октября 1924 года Автономной Молдавской Республики. Государственность Молдовы в ее новых границах самым решительным образом была подтверждена политико-правовыми актами от августа 1940 года и августа 1991 года с последующим закреплением ее законности в 1994 году принятием Конституции Республики Молдова. В границах, существующих на 1 января 1990 года, Республика Молдова была признана ООН как суверенное и независимое государство и стала полномочным и равноправным членом престижных и влиятельных международных организаций.

Актуальность разработки и принятия концепции обусловлена необходимостью определения принципов и задач национальной политики, направленной на укрепление независимости и суверенитета нашей страны, создание благоприятных условий для свободного развития всех этнических и языковых сообществ,  их интеграцию в единый народ Республики Молдова.

Концепция является базовым документом для органов публичной власти при проведении социально-экономической и культурной  политики в области развития и укрепления  независимости и суверенитета страны, консолидации многоэтничного народа Республики Молдова. Этими же принципами должны руководствоваться государственные органы страны при поддержке усилий по построению гражданского общества.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Республика Молдова является политико-правовым продолжением многовекового процесса непрерывной государственности молдавского народа, которому содействовала и Православная церковь Молдовы. Молдаване - государствообразующая национальность - вместе с представителями других этносов: украинцами, русскими, гагаузами, болгарами, евреями, румынами, белорусами, цыганами (ромами), поляками и другими - составляют народ Молдовы, для которого Республика Молдова является общей  родиной.  

Терпимость и уважение к языкам, культурам, религиям и верованиям всех этнических сообществ, проживающих на территории Молдовы, всегда были присущи молдавскому народу. И сегодня это является неотъемлемым условием политического суверенитета и гражданского мира в нашей стране.

Государство обязуется всемерно  заботиться о сохранении, развитии и свободном выражении этнической, культурной, религиозной и языковой  самобытности  всех этнических сообществ, проживающих в Молдове.

Концепция исходит из исторически сложившейся и подтвержденной общей литературной сокровищницей истины: молдавский и румынский народы используют общую литературную форму, "основывающуюся на живом источнике народного говора Молдовы", - реальность, придающая молдавскому национальному языку явно выраженную отличительную особенность, определенное очарование, широко известное и признанное. Связанные общим происхождением, имея общий основной лексический фонд, молдавский национальный язык и румынский национальный язык сохраняют каждый свой лингвоним/глоттоним как идентификационный признак каждой нации - молдавской и румынской.

Молдавский язык, имея статус государственного языка,  используется во всех сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни. Обучение молдавскому языку является одним из национальных приоритетов Республики Молдова.

Русский язык, который в соответствии с действующим законодательством имеет статус языка межнационального общения, применяется также в различных областях жизнедеятельности государства и общества. Для Молдовы характерно молдавско-русское двуязычие. В нынешних условиях необходимо создать реальные возможности для того, чтобы русско-молдавское двуязычие стало реальностью.

На территории автономного территориального образования Гагаузия статус официальных языков закреплен за гагаузским, молдавским  и русским языками. В восточных районах Республики Молдова функционируют молдавский, украинский и  русский  языки.

Свободное развитие культур различных этнических и языковых сообществ в Республике Молдова является реальностью, успешно способствующей становлению и развитию общего духовного пространства и общего культурного наследия Молдовы. Важнейшим приоритетом государства является сохранение этого общего наследия. Этническое, культурное и языковое многообразие, взаимная терпимость и межэтнический мир являются главным достоянием Молдовы.

Национальная политика должна быть направлена на:

- обеспечение гражданского согласия;

- развитие всех этнических и языковых сообществ;

- развитие традиционно корректных межэтнических отношений;

- преодоление последствий гражданского конфликта конца 80-х - начала 90-х годов ХХ века, деформировавшего межэтнические отношения в Молдове;  

- нейтрализацию в соответствии с законодательством о правах человека и требованиями Конституции непрекращающихся попыток демолдовенизации, отрицания существования молдавской нации и молдавской государственности, дискредитации молдавской истории, игнорирования этнонима "молдаване" и глоттонима "молдавский язык";

- скорейшее разрешение проблемы территориальной целостности страны;

- безотлагательное создание необходимых условий для овладения молдавским языком лицами, не владеющими им;

- недопустимость сужения сферы использования русского языка в различных областях жизнедеятельности государства и общества.

II. ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Основными принципами национальной политики являются:

- приоритетность мер, направленных на укрепление суверенитета, независимости, территориальной целостности и демократии в Республике Молдова;

- равенство прав и свобод человека независимо от этнического происхождения, языка и религии;

- уважение, признание и гарантирование прав всех граждан республики на сохранение, развитие и выражение этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности;

- недопустимость проявлений дискриминации по этническому, языковому и религиозному признаку, а также ограничения прав граждан на использование родных языков, выбор языка воспитания и обучения;

- недопустимость любых действий, направленных на ассимиляцию и денационализацию;

- защита молдавского языка и развитие молдавской культуры с учетом их восточно-романского характера, уважение истории, культуры, особенностей населения восточных районов Республики Молдова;

- укрепление межэтнического мира, национально-культурное и языковое строительство на основе овладения молдавским языком, сохранение и развитие языков других этнических групп, проживающих на территории Молдовы.

III. ЦЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

    Основными целями национальной политики являются:  

- консолидация народа Республики Молдова с учетом его полиэтнических, поликультурных, многоязычных и региональных особенностей путем укрепления доверия граждан к их общей родине Республике Молдова;

- укрепление политико-правовых и историко-культурных основ   территориальной целостности Республики Молдова;

- сохранение исторической памяти молдавского народа, дальнейшее утверждение и развитие его национально-культурной самобытности;

- сохранение и развитие культур и языков всех этнических сообществ Молдовы.

IV. ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Исходя из необходимости достижения указанных целей, основными задачами национальной политики являются:

1. В политической и государственно-правовой сфере:

- утверждение системы национальных ценностей, в основе которых лежит осознание всеми гражданами нашей страны своей принадлежности к народу Республики Молдова;

- развитие законодательства, регулирующего национальную политику, в целях наиболее полного обеспечения конституционных прав и свобод граждан, совершенствование правовой базы региональной политики, учитывающей интересы совместно проживающих этнических сообществ;

- дальнейшее внедрение международных стандартов в практику решения этноязыковых проблем;

- обеспечение реальной правовой защиты граждан независимо от их этнической  принадлежности, обеспечение неизбежности наступления ответственности за разжигание межнациональной вражды, пропаганду идей национального превосходства, провоцирование и совершение актов вандализма и насилия и нарушение прав граждан по этническим и языковым мотивам;

- проведение государственной кадровой политики, основанной на критериях  профессионализма и преданности родине, исключая любую дискриминацию по этническим, религиозным и имущественным признакам;

- создание условий для установления максимально возможного в демократическом и свободном обществе консенсуса по вопросам независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, а также по средствам и способам достижения межэтнического согласия и  гражданского мира в Республике Молдова;  

- создание системы взаимодействия центральных и местных органов публичного управления для реализации национальной политики.

2. В социально-экономической сфере:

- поддержка усилий общества, направленных на развитие экономического потенциала страны и ее граждан;

- создание для всех граждан независимо от их этнической принадлежности и родного языка равных условий  для их социального утверждения;

- восстановление единого социально-экономического пространства на всей территории Республики Молдова;

- создание равных условий для социально-экономического развития всех регионов Республики Молдова.

3. В сфере образования, культуры и воспитания:

- развитие системы ценностных ориентиров, основанных на демократических принципах, уважении прав и свобод человека;

- воспитание любви к стране, историческому прошлому и традициям народа Республики Молдова;

- воспитание и образование подрастающего поколения в духе уважения к молдавскому языку, молдавской культуре и истории Молдовы как национально-духовной основы их общей родины;

- реальное обеспечение развития молдавской национальной культуры, изучения молдавского языка и истории Молдовы как основных элементов молдавской национальной идентичности и гражданского сознания представителей всех этнических сообществ Молдовы;

- обеспечение условий для сохранения и дальнейшего развития функций русского языка;

- государственная поддержка развития украинского, гагаузского, болгарского, иврита, идиша, цыганского (романи) и других языков этнических меньшинств, проживающих на  территории нашей страны;

- образование и воспитание молодого поколения в духе уважения к истории, культуре и языкам совместно проживающих этнических сообществ, к их общим духовным ценностям.

4. Во внешнеполитической  сфере:

- утверждение образа Республики Молдова как современного, европейского, демократического государства, члена международного сообщества, которое признает и применяет общепризнанные стандарты в области защиты прав и основных свобод  человека, а также лиц, принадлежащих к этническим и языковым меньшинствам;

- развитие межгосударственных отношений со странами, являющимися исторической родиной этнических меньшинств Республики Молдова;

-  развитие связей с молдавской диаспорой;

- углубление сотрудничества с зарубежными странами, международными организациями по вопросам защиты национально-культурных прав и свобод человека.

V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Национальная политика реализуется органами публичной власти посредством осуществления конкретных действий, направленных на достижение целей и выполнение задач, изложенных в концепции.

В целях выполнения положений концепции Правительством разрабатывается комплексная программа мер, предусматривающая мероприятия в области национальной политики, согласованные с основными приоритетами проводимых в стране экономических и политических реформ. Комплексная программа утверждается Парламентом.

Для успешной реализации концепции необходимо развивать плодотворный диалог между органами публичной власти и гражданским обществом, в том числе политическими партиями, неправительственными организациями, средствами массовой информации и другими институтами.

Координация деятельности министерств и ведомств по реализации концепции осуществляется Правительством.