Русский мир: культура и цивилизация

Сегодня много говорится о необходимости защиты и поддержки Русского мира. Но какой именно смысл вкладывается в это понятие? Об этом шла речь на заседании Зиновьевского клуба, на котором с основным докладом на тему: «Русский мир: культура, цивилизация, империя?» выступил директор Института Русского зарубежья Сергей Пантелеев.

Трагические события на Украине предельно актуализировали проблематику, связанную с понятием Русского мира. Как напомнил Сергей Пантелеев, до этого различные концепции Русского мира носили преимущественно неполитический характер и с точки зрения практики были привязаны к общественной дипломатии, культуре, попыткам реализации «мягкой силы» с использованием потенциала соотечественников за рубежом. Но теперь Русский мир воспринимается через призму тех геополитических процессов, которые развернулись в современном мире, и в которых принимает участие Россия.

«Если до гражданской войны на Донбассе словосочетание «ценности Русского мира» носило умозрительный характер, то теперь оказалось, что за эти ценности люди готовы пойти на смерть», - заметил докладчик. Таким образом, понятие Русский мир обретает вполне конкретное жизненное наполнение.

По оценке директора Института русского зарубежья, основные подходы к понятию Русский мир можно разделить на две большие группы. Первая – это традиционный подход, который трактует Русский мир как цивилизацию. Этот подход основывается на глубокой традиции, включающей наследие великой русской философии и русской литературы. В этом отношении, по мнению эксперта, абсолютно неслучайно, что знаменитые «Записки из мёртвого дома» великого русского писателя Фёдора Достоевского были опубликованы в газете под названием «Русский мир». Сочетание «Русский мир» можно встретить в работах русских историков, писателей, философов 19-20 веков. И сегодня это понятие закрепилось в той группе, которую условно можно назвать «русские консерваторы». Имеются в виду представители тех сил, которые ориентируются на традиционные русские ценности, апеллируют к понятиям православие, русская культура и рассматривают Россию в качестве большой цивилизации - Большой России. Также для этих политиков и философов характерно рассматривать это понятие через призму феномена разделённого русского народа, связанного с тем, что в результате распада СССР 25 миллионов русских оказались за пределами Российской Федерации.

Другой подход связан с трактовкой Русского мира не столько как цивилизации, сколько как культурного феномена, в основе которого находится лингвистический фактор, то есть фактор владения русским языком. Согласно этому подходу, Русский мир является сетевой структурой больших и малых сообществ, говорящих на русском языке. Большое внимание здесь уделяется диаспоральной проблематике. То есть если в первом случае делается акцент на проблематику разделённого русского народа, то во втором случае Русский мир рассматривается как мир диаспор, а Российская Федерация выступает в качестве партнёра. Важнейшая особенность такого подхода в том, что здесь выделяется необходимость вписывания Русского мира в современные процессы глобализации, при которых всё более нивелируется роль традиционных государств, вынужденных приспосабливаться к новым условиям.

Согласно оценке Сергея Пантелеева, второй подход во многом является порождением 90-х годов. Эта группа тяготеет в большей степени к либералам. И поэтому неслучайно, что основополагающим считается фактор владения русского языком. Какой-то рефлексии по поводу русского народа и его миссии здесь не существует.

В 2001 году впервые на высшем уровне прозвучало понятие «Русский мир». Это было на Первом Всемирном конгрессе соотечественников за рубежом, когда выступавший на нём президент России Путин обратился к понятию «Русский мир» и отметил, что он далеко выходит за географические границы России и даже далеко за границы русского этноса.

С этого момента понятие «Русский мир» начинает прочно входить в лексикон российских государственных деятелей. В 2006 году Путин в Санкт-Петербурге на встрече с деятелями культуры сказал, что Русский мир должен объединить всех, кому дороги русское слово и русская культура, где бы они не жили – в России или за её пределами. В 2007 году был создан фонд «Русский мир». Его целями были объявлены популяризация русского языка и помощь тем, кто стремится изучать русский язык за пределами РФ. При этом именно русский язык и продвижение русского языка ставились в основу работы фонда.

Подобный подход во многом наследует те традиции, которые были обозначены во второй группе. Но самое интересное, как отметил глава Института русского зарубежья, что в дальнейшем реализация государственной политики России стала претерпевать существенные изменения. Одним из важных рубежей, связанных с изменением подхода к понятию Русский мир, стала знаменитая мюнхенская речь Путина в 2007 году. Тогда впервые были чётко обозначены российские интересы в плане геополитики – несогласие с той трактовкой глобализации, которая происходит по американскому образцу.

Это тоже неслучайно, поскольку концепция Русского мира постоянно развивается и обновляется, воспринимая вызовы и угрозы. К этому времени у первой группы появляется свой спикер. По мнению автора доклада, главным проводником такого подхода становится патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

В 2008 – 2009 году возникает достаточно целостная традиционалистская концепция понятия Русского мира. Согласно патриарху, ядром Русского мира являются Россия, Украина, Белоруссия. В основе его лежит православная вера, которую мы обрели в общей Киевской купели крещения. Другой опорой Русского мира является русская культура и язык. Понятно, что к русской культуре могут принадлежать не только русские люди, но и представители других народностей. Русская культура не умещается в границах одного этноса и не связана с интересами одного государства.

В данном подходе русский язык не является определяющим. Третьим основанием Русского мира является общая историческая память и взгляды на общее развитие. Причем позже патриарх значительно дополняет эту концепцию, которая начинает обретать цивилизационное звучание, заявляя, что «Россия принадлежит к цивилизации более широкой, чем Российская Федерация, эту цивилизацию мы называем Русским миром». К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому этносу, но воспринимают духовную составляющую этого мира как свою собственную.

По мнению Сергея Пантелеева, здесь очень важно то, что патриарх начинает дискутировать со вторым подходом. Поскольку - цитата из патриарха: «русские, которые именуют себя русскими, могут к этому миру и не принадлежать». Таким образом, говорить на русском языке и понимать русский язык – это не единственное условие принадлежности к Русскому миру. «Мы знаем, что очень многие не связывают себя ни с русской традицией, ни с русской культурой, ни с духовностью, а живут иными взглядами и убеждениями и теряют связь со своей собственной цивилизацией», - подчеркнул автор доклада.

Касаясь трагических событий на Украине, он напомнил, что и первый майдан 2004 года был во многом русскоязычный. То же самое можно сказать и о майдане 2013-2014. «Если мы основываем понятие Русский мир исключительно на русском языке, в отрыве других составляющих – таких, как православие, культура, целостное понимание истории, данная концепция распадается», - отметил Сергей Пантелеев. Язык не является определяющим фактором, он работает только в связи с другими элементами, которые позволяют человеку принадлежать к русской цивилизации. В той же зоне АТО очень многие говорят по-русски. «И то, что происходит на Донбассе, является гражданской войной среди тех людей, которые говорят по-русски и думают по-русски. Это огромная наша трагедия», - подчеркнул глава Института русского зарубежья.

Феномен Русского мира нуждается в дальнейшем осознании и дальнейшем осмыслении. «Я уверен, что те вызовы и угрозы, с которыми сегодня столкнулся Русский мир, позволят консолидироваться не только здесь – нам, живущим в России, но и живущим за её пределами. Выработать новые подходы, которые позволят определить: кто есть друг, кто есть враг, а кто «и не друг, и не враг, а так», - сделал вывод Сергей Пантелеев.

Выступавший в качестве содокладчика директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепёхин призвал отказаться от этнического подхода в понятии «Русский мир». С его точки зрения, такой подход не даёт инструментов в решении проблем за пределами Российской Федерации. В то же время ограничение Русского мира лишь культурными аспектами, как предлагают либералы, и вовсе разрушительно, поскольку лишает Русский мир какого-либо полноценного содержания, уверен Лепёхин. По его словам, использовать понятие «Российская цивилизация» выгоднее, чем «Русский мир», поскольку снимается раздражающий многих этнический фактор.

Впрочем, такая перестраховка вряд ли что-то изменит, полагает эксперт Зиновьевского клуба Павел Родькин. «Русский мир воспринимается Западом как конкурентная концепция. И если его назвать «российской цивилизацией», это также будет воспринято негативно, что мы и наблюдаем на примере Евразийского союза», - аргументировал свою позицию эксперт. Таким образом, Русский мир всегда будет восприниматься как вызов власти Запада, его цивилизации. Как заметил политолог Дмитрий Куликов, на Донбассе сегодня говорят, что воюют за Русский мир. И хотя не все могут объяснить, что же это такое, зато всем понятно, чего они точно не приемлют – мира с радикальной националисткой идеологией.

Источник: Соотечественники в Америке