Русские корни австралийского балета

Русские корни австралийского балетаРусские корни австралийского балета

Русская балетная школа уже больше века считается одной из лучших в мире, оказав огромное влияние на развитие балета во многих странах, включая Австралию. Самым влиятельным балетным ансамблем XX века «Ballets Russes» под руководством Сергея Дягилева восхищались зрители по всему миру. Невероятная популярность труппы была обусловлена не только новыми постановками, но и техническим мастерством и одухотворенностью танцовщиков.

Начало «Русскому балету» положили гастрольные выступления артистов оперы и балеты под названием «Русские сезоны». Дягилев начал знакомить парижан с искусством России еще в 1906 году, в Осеннем салоне Парижа, организовав выставку картин русских художников. Французская публика была в восторге от произведений А. Н. Бенуа, И. Е. Репина, В. А. Серова, И. Э. Грабаря. После грандиозного успеха выставки, Дягилев заручился финансовой поддержкой со стороны Императорского двора России и решил показать во Франции оперную программу. В 1907 году в Гранд-Опера прошли первые концерты с участием Ф. И. Шаляпина, С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова. В Париже были исполнены такие знаменитые оперы, как «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Именно с этого момента началась история великих «Русских сезонов».

Наконец, в 1909 году состоялись первые балетные концерты труппы Дягилева в Париже. Сергей Дягилев стремился «достичь единства художественного замысла и исполнения», поэтому в обсуждении спектакля участвовали художники, композиторы, хореографы. Такой гармоничный синтез воплощала в себе балетная труппа, состоявшая из танцовщиков Мариинского театра Петербурга и Большого театра Москвы. Среди участников «Сезонов» были прославленные Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, Ольга

Спесивцева, Вацлав Нижинский, Вера Каралли, Михаил Мордкин…

В театре Шатле были показаны пять постановок хореографа Михаила Фокина: «Павильон Армиды», «Половецкие танцы», «Пир», «Сильфиды» и «Клеопатра». Успех был невероятным: премьера стала триумфом! А. Н. Бенуа вспоминает: «сразу образовался вокруг нашего дела сначала небольшой, а затем все ширившийся круг фанатических поклонников, les fervents des Russes, состоявший из французских критиков, литераторов и художников, которые лучше всяких реклам и рецензий понесли по городу благую весть о том, что в „Шатле“ готовится нечто удивительное и прекрасное». Отмечали прекрасную работу танцовщиков, оригинальные декорации и костюмы, выполненные Рерихом и Бенуа, чудесную музыку Глинки и Мусоргского.

Мгновенно в моду вошло все русское: даже свадебное платье Елизаветы, супруги короля Великобритании Георга VI, было оформлено с элементами русских фольклорных традиций. Еще больше укрепил эту моду поставленный в 1910 году балет «Жар-птица», где использовалась тема сказок. Композитором был выбран тогда еще малоизвестный И. Ф. Стравинский. Так же в репертуар второго сезона вошли балеты «Жизель», «Карнавал», «Шехерезада», «Ориенталии». Дягилев привлекал к оформлению выступлений ведущих художников мира: Пабло Пикассо, Анри Матисса, Наталью Гончарову. Коко Шанель была костюмером труппы, а Рихард Штраус и Клод Дебюсси — композиторами.

В 1911 году Дягилев создает «Русский балет», более известный как «Ballets Russes». Постановкам «Петрушка», «Лебединое озеро», «Парад», «Спящая красавица» и многим другим аплодировали жители Европы, США и Южной Америки.

Вдохновившись успехом, некоторые танцовщики решили создать собственные труппы. Так, Анна Павлова со своим коллективом удачно гастролировала по миру еще около 20 лет. За годы турне она дала около 9000 спектаклей и проехала 500000 миль на всех континентах. У балерины было так много выступлений, что в год ей едва хватало двух тысяч пар балетных туфель. Именно она стала первой, кто показал Австралии русский балет. В 1926 году Анна Павлова солировала в «Лебедином озере» на австралийской сцене. Выступление собрало аншлаг, балерину боготворили! В 1929 году она вернется на пятый континент, где вновь соберет полный зал.

С 1934 года труппой Анны Павловой руководят А. И. Левитов и В. Е. Дандре.

В этом же году Ольга Спесивцева в составе «Русского балета Левитова-Дандре» посещает Австралию. Роль «Жизель» в ее исполнении признана одной из лучших в мире, а сама балерина после этого дебюта произнесла: «Я не должна танцевать Жизель, я слишком в нее вживаюсь». Ее так и называли с тех пор: «Жизель-Спесивцева».

Балет в Австралии, о котором совсем недавно практически ничего не знали, набирал популярность. Гастроли русских танцовщиков ждали с нетерпением, раскупая билеты задолго до концертов.

Тем временем, коллектив, прекративший свое существование в связи со смертью Дягилева в 1929 году, возрождается как «Русский балет Монте-Карло» под началом полковника де Базиля (В. Г. Воскресенского). В труппу входили не только прославленные танцовщики Дягилева, были приглашены и юные тринадцатилетние балерины, так называемые «бэби-балерины»: Ирина Баронова, Тамара Туманова и Татьяна Рябушинская. Джордж Баланчин занял пост главного балетмейстера, в 1932 году его сменил Л.Мясин, в 1937 — М. Фокин, однако все они продолжали традиции Дягилева и сохраняли его репертуар. Более того, де Базиль купил все дягилевские костюмы.

В 1936 году труппа де Базиля отправляется в тур по Австралии. На сцене Royal Theatre в Сиднее и Her Majesty в Мельбурне выступили Тамара Туманова, Анна Волкова, Ольга Морозова, Нина Вершинина и другие. Анна Волкова, которая осталась жить в Австралии, вспоминает: «В то время в Австралии мало знали о настоящем балете. Театры были лишь в больших городах. Первые гастроли прошли очень успешно… И успех был невероятный».

В 1938 году «Русский балет» снова выступил в Австралии, но уже с двадцатью балетами, среди которых были «Золушка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Паганини», «Тщетная предосторожность», «Три симфонии». Ирина Баронова тогда впервые посетила континент и объясняет успех так: «В русском балете — больше экспрессии, „изюминки“ на сцене. Русские люди, если счастливы, то всегда показывают это, если печальны, то и не скрывают этого». Баронова впоследствии, поселившись в Австралии, внесла огромный вклад в развитие балетного искусства этой страны. Она была вице-президентом Королевской академии танца в Сиднее и преподавала в балетных школах.

Некоторые танцовщики также пожелали остаться в Австралии и преподавать: Кира Абрикосова, Серж Буслов, Эдуард Борованский, Раиса Кузнецова, Валерий Шаевский, Эдуард Собишевский. К тому же, в Сиднее и Мельбурне уже существовали русские балетные школы. В 1929 году М. Бурлаков, танцовщик труппы А. Павловой, и Л. Лайтфут основали «Первый австралийский балет» в Сиднее. В репертуар труппы входили спектакли «Лебединое озеро», «Петрушка», «Шехерезада» на музыку русских композиторов, «Роксанда» и «Плод забвения» — австралийских. В 1941 году создается труппа Э. Кирсовой в Сиднее.

Но наибольший вклад в создание австралийского балета сделал Эдуард Борованский. «Именно он начал серьезный балет в Австралии», — говорит Анна Волкова. Действительно, Борованский заложил основу для австралийского балета. Он, как и многие другие танцовщики «Ballets Russes», остался в Австралии и в 1940 году открыл балетную школу в Мельбурне. На ее базе в 1942 году создается труппа Борованского и быстро становится ведущей в стране. В репертуаре классические балеты «Лебединое озеро», «Петрушка», «Жар-птица» и собственные постановки «Земля Южная», «Вне закона», «Черный лебедь». Ему помогала ставить спектакли Тамара Чинарова, выступавшая некогда в составе русской труппы лондонской компании «Ковент-Гарден». У Борованского она выступала в балетах «Жизель», «Шехерезада», «Фауст», «Карнавал», «Сильфиды» и другие. В состав труппы входили и австралийские артисты: Л. Мартин, Д. Стивенсон, К. Горем, П. Гринвис, П. Сэджер, П.Хаммонд.

Балет Борованского существовал до 1960 года, но его техника и традиции сохранились. В 1962 году, когда был создан коллектив «Австралийского балета», туда пригласили танцовщиков из труппы Борованского. Ведущими артистами были те же К. Горем и М. Джонс. Художественный руководитель, П. ван Праг, оставила в репертуаре классические балеты: «Жизель», «Дон Кихот», «Золушка», пользовавшиеся в стране особым успехом. Однако постановки «Мамзель Анго» хореографа Л. Ф. Мясина и «Серенада» Д. Баланчина в исполнении «Австралийского балета» как нельзя лучше отображали русскую душу, тот самый «Русский балет Дягилева». Русскую самобытность хотели сохранить не только в танце, но и в декорациях. Национальная галерея Австралии приобретала на европейских аукционах дягилевские костюмы танцовщиков, изготовленные по эскизам Л. Бакста, А. Бенуа, Н. Рериха, Н. Гончаровой, П. Пикассо.

При такой выросшей популярности балета, несколько новых школ, уже под руководством австралийцев, стали открываться в 60-х годах прошлого столетия. Однако и их возглавляли ученики Эдуарда Борованского. Г. Уэлш руководил «Балле Виктория», М. Скотт — «Австралийской балетной школой».

Вскоре выступления балетных трупп в Австралии стали регулярными. Многие известнейшие русские танцоры посещали пятый континент во второй половине 20 века. Блистательный Рудольф Нуриев, кумир миллионов, выступал на австралийской сцене в «Лебедином озере». Он изменил мужскую роль в балете: не только помогая партнерше, но и сам активно исполнял пируэты.

Кроме того, Нуриева с Австралией связывали съемки фильма «Дон Кихот» в 1972 году, где он исполнял роль цирюльника Базиля. Также в съемках были задействованы Люсетт Алдоус и «Австралийский балет», ставшие открытием для мировой общественности. Хотя это было кино, а не спектакль: не было аплодисментов и выходов «на бис». Но зрители, благодаря эмоциональному танцу Нуриева, ощущали его присутствие, как будто находясь в театре. Театральный критик Белла Езерская свои впечатления от увиденного выразила так: «Это па-де-де я видела не один раз, оно очень популярно, но такой завершенности каждого па, такой выразительной скульптурности поз, такого размаха, такой невесомости в полете, таких стремительных вращений я не помню… Он был прекрасен, и танец его был совершенен». Фильм-балет сразу был признан классикой.

Наталья Макарова, которая была партнершей Нуриева в «Лебедином озере» говорила о нем: «Великий, Коварный и Непредсказуемый Гений Балета». Хотя и сама Макарова заслужила самые высокие оценки своей балетной деятельности. Она поставила многие балеты, самым известным был признан «Баядерка». Макарова полностью восстановила все акты хореографии по мотивам Мариуса Петипа и стала первой, кто показал миру балет целиком. Она ставила его для многих театральных трупп, в том числе и для «Австралийского балета» в 1998 году. Макарова долгое время работала с Михаилом Барышниковым, который тоже внес свой вклад в развитие балета Австралии. Работая в «Балле Виктория», он выступал и в классических балетах, и в новых: «Юноша и смерть», «Медея», «Аполлон», «Реквием».

Грациозная Майя Плисецкая в составе труппы Большого театра приезжала с гастролями в Австралию в 1976 году. Она танцевала в балетах «Анна Каренина», «Лебединое озеро», «Айседора» и «Болеро». В Большом театре разрешения танцевать в спектакле «Болеро» «чуждом советской морали» дирекция не давала и мировую премьеру балета Плисецкая показала в Австралии. «Важно танцевать музыку, а не под музыку», — утверждала балерина.

В 1978 году австралийцам посчастливилось посмотреть выступление выдающегося танцовщика Мариса Лиепы в балете «Жизель». Он успешно выступал в Сиднее, хотя в Большом театре его в роли Ганса так и не увидели. В Австралии ему даже предлагали открыть свою школу, но он предпочел вернуться в Москву. При этом он некоторое время сотрудничал с Борисом Эйфманом, танцуя в балетах «Идиот» и «Автографы».

Хореограф и балетмейстер Борис Эйфман создал театр балета в 1977 году. Но только в 2012 году австралийские зрители смогли познакомиться со спектаклями «Чайковский» и «Анна Каренина», которые являются визитными карточками его коллектива. Художественный руководитель, в первую очередь, стремился показать зрителю эмоциональное напряжение героя танца через его пластику. Стоит ли упоминать, что выступления артистов в Capitol Theatre и Regent Theatre прошли с аншлагом.

Труппа «Имперского Русского балета» под руководством Гедиминаса Таранды Австралию впервые посетила в 2009 году. Балет был основан в 1994 году по инициативе легендарной Майи Плисецкой, чтобы подчеркнуть мастерство «императоров сцены», основателей русской школы балета. Поэтому в Сиднее и других городах показывали «самый русский» балет «Лебединое озеро». Кроме того, это был первый балетный коллектив России, который давал мастер-класс для учеников балетных школ. Таранда организовал урок для того, чтобы в будущем поставить спектакль с участием студентов балетных школ Австралии. Так и получилось в 2010 году, когда в спектакле «Щелкунчик» выступили артисты «Имперского русского балета» вместе с воспитанниками 15 австралийских балетных школ. Юные ученицы Аделаидской школы русского классического балета Валентины Павловой играли на протяжения всего представления, хотя не являлись профессионалами. Подобная акция уже проводилась в Испании, Аргентине, Бразилии, чтобы дать возможность детям почувствовать себя частью большого балета. Танцовщица «Имперского русского балета» Вера Генстлер, которая проводит контрольные экзамены для учеников перед выступлением, отмечала, что местные русские балетные школы были вне конкуренции.

В 2011 году «Имперский русский балет» вновь посетил Австралию в рамках «Фестиваля русского балета». Художественный руководитель Г. Таранда представил «Жизель», «Кармен», «Лебединое озеро», «Корсар» и «Болеро». В 2012 показали «Спящую красавицу» и «Лебединое озеро». И в том же году в Австралию приехали артисты «Русского национального балетного театра» В. Моисеева и Е. Амосова. В 2014 «Имперский русский балет» продолжал гастроли по стране больше месяца с красочным спектаклем «Дон Кихот».

Балетную труппу Большого театра с овациями встречают во всем мире, и в 2013 году, она снова посетила Австралию после двадцатилетнего перерыва. В Лирический театр Квинслендского центра искусств в Брисбене, где выступали танцовщики, билеты были раскуплены моментально: 30 тысяч человек посетили спектакли. Коллектив привез новые балеты «Корсар» и «Светлый ручей». «Корсар» — масштабная постановка, в которой участвуют 125 артистов, из Москвы прибыли 12 контейнеров с реквизитом. Из-за большого количества декораций спектакли показали только в одном городе, но многие воспользовались возможностью смотреть прямую трансляцию «Корсара» в культурных центрах Квисленда. Хореографы Ю.Бурлак и А. Ратманский детально восстановили сцену «Оживленного сада», которая сопровождалась в Брисбене непрекращающимися овациями. «Такого большого и красивого спектакля австралийские зрители еще не видели», — сказал директор Культурного центра QPAC Джон Котзас. Балет «Светлый ручей» получился более ироничным и легким, но от этого не менее прекрасным. Гастроли были такими успешными, что зрители аплодировали стоя.

Связь балета Австралии и России длится уже почти век. Анна Павлова на гастролях в 1926 году впервые познакомила австралийцам с русским балетным искусством. Ирина Баронова, Анна Волкова и другие артисты «Ballets Russes» продолжили это знакомство, а Эдуард Борованский основал знаменитую балетную школу, на основе которой был создан «Австралийский балет». Рудольф Нуриев, Наталья Макарова, Михаил Барышников и многие другие великие русские артисты, выступавшие в Австралии, также оказали влияние на развитие балета на далеком пятом континенте.

Русские традиции не потерялись и в настоящее время. В Австралийской школе балета преподают Ирина и Сергей Константиновы, педагоги Вагановской школы Санкт-Петербурга. Организовываются гастроли, мастер-классы, продолжают работать русские балетные школы, в которых преподают признанные мастера. Во время гастролей балетной труппы Большого театра в Квинсленде тысячи зрителей аплодировали русскому балету, без влияния которого австралийские мастера танца не смогли бы так широко расправить свои крылья.

Источник: Русский век