Внимание
  • Lack of access rights - File '/images/495_33069.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/DETAIL_PICTURE__78457968.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/495_33069.jpg'
  • Lack of access rights - File '/images/DETAIL_PICTURE__78457968.jpg'

Дело Дягилева живет: в Нью-Йорке открылись «Русские павильоны»

Когда-то, столетие назад, были «Русские сезоны» Сергея Дягилева: начавшись в 1908 году, они дали толчок развитию мирового хореографического искусства и не только. Помимо Нижинского, Баланчина, Лифаря и других талантливых танцовщиков и хореографов, Дягилев сотрудничал с выдающимися художниками того времени, которые оформляли декорации и костюмы, – Пикассо, Гончаровой, Матиссом, Бенуа и др. С ним работали композиторы Рихард Штраусс, Клод Дебюсси, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский... Теперь – «Русские павильоны». Первый художественный павильон американцы только что увидели во время недели Armory Show 2013 в Нью-Йорке.

 

Armory Show, которое в этом году отмечает столетний юбилей, принято считать стартовой площадкой модернизма в живописи и скульптуре в США. В 1913 году выставка такого, в то время революционно нового, искусства состоялась в помещении арсенала (Armory) на Лексингтон-авеню в Манхэттене.

Эта выставка явилась важным культурным явлением в жизни Соединенных Штатов и локомотивом движения модернизма, который пришел в Новый Свет с опозданием. Тогда американцы впервые увидели работы Ван Гога, Сезанна, Гогена, Синьяка, Пикассо, Мунка. Наряду с этими, уже известными в мире, художниками в выставке участвовали модернисты – выходцы из России: Александр Архипенко, Василий Кандинский, Николай Тархов, Оскар Мещанинов и др.

Нынешний «Русский павильон», строго говоря, не чисто русский, но это его только обогащает. Эта выставка демонстрирует искусство как признанных, так и молодых деятелей изобразительного искусства из России, Закавказья, Прибалтики и Восточной Европы. После Нью-Йорка русский художественный павильон увидят жители Сан-Франциско и Майами. Экспозиция не только показывает тенденции в изобразительном искусстве пост-социалистического культурного пространства, но и дает возможность критикам и коллекционерам встретиться с авторами экспонируемых работ, обсудить их творчество и т.д.

 Не нуждается в представлении такой художник, с образцами творчества которого можно познакомиться на выставке, как Эрнст Неизвестный: еще в 1962 году Никита Хрущев назвал его скульптуры «дегенеративным искусством», а в 2000 году Владимир Путин наградил его Орденом Почета. Определение «классик» можно заслуженно применить к Рустаму Хамдамову, чьи работы входят в коллекцию Государственной Третьяковской галереи. Широко выставлялись в США и Европе работы Валерия Ершова, выпускника Санкт-Петербургского академического института им. Репина. Посетители «Русского павильона» могут также видеть работы Артема Миролевича, Игоря Вешнякова, Ильи Шевеля, Ольги Чемохуд-Доти, Виктории Коваленчиковой, Игоря Молочевского, Тагухи Барсегян, Игоря Зайцева, Саши Мерет, российской арт-группы «Синие носы» и др.

Организаторами экспозиции выступили Музей русского искусства (г. Джерси-Сити, штат Нью-Джерси), Художественный фонд Колодзей, Галерея современного искусства Кавачниной, Русско- американский культурный центр и Российско-американское общество «Северный Крест». По словам руководителя общества «Северный Крест» Юрия Сандулова, его организация «всегда поддерживает здоровые начинания в среде русской эмиграции и создает творческие площадки, на которых могут взаимодействовать две великие культуры – российская и американская».

Художник Григорий Байда-Бенуа пояснил в беседе с «МК», почему энтузиастам, организовавшим «Русские павильоны», удалось привлечь к этой выставке внимание многих американцев: «Американцы знают, что искусство, создаваемое людьми родом из России, бывшего СССР, зиждится на мощной культурно-исторической основе и чаще всего держит высокую планку».