С чего начинается Родина?

Многие, наверняка, помнят слова популярной когда-то песни: «С чего начинается Родина – с картинки в твоем букваре…». Хотя современная молодёжь, скорее всего, воспримет эту фразу как некую поэтическую метафору – в их букварях уже не было впечатляющих картинок, а понятие Родины для многих превратилось в устаревшую абстракцию…

О патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников, а также о роли учебно-методической литературы в этом важном деле говорили участники состоявшегося в минувшие выходные Республиканского научно-практического семинара «Учебная и внеклассная работа по предмету «История, культура и традиции русского народа» в свете новых требований Национального куррикулума-2019».

Организаторами семинара выступили Конгресс русских общин Республики Молдова и Русский интеллектуальный центр – организация, реализующая все проекты КРО РМ, связанные с образованием. (К слову заметим, что никакие другие структуры: ни государственные, ни общественные – никаких мероприятий для преподавателей ИКТРН не проводят.) Педагоги из 32 учебных заведений Кишинёва и более 70 учебных заведений различных районов страны с радостью приняли приглашение организаторов и в свой выходной прибыли в столичный лицей им. Антиоха Кантемира на научно-практический семинар, где и состоялось мероприятие.

Поддержала форум учителей и Кишинёвская примэрия. Выступившая на нём вице-примар по социальным вопросам Анжела Кутасевич сказала много тёплых слов в адрес собравшихся и поблагодарила педагогов за их нелёгкий труд, отметив чрезвычайную важность предмета ИКТРН для воспитания наших юных граждан.

О всё возрастающей роли этого предмета сказал в своём приветствии и председатель Конгресса русских общин Республики Молдова Валерий Клименко: «В мире развернулась крупномасштабная цивилизационная война, и вы оказались на её переднем крае».

Главной темой обсуждения, вынесенной в название семинара, стало преподавание  ИКТРН в соответствии с модернизированным в 2019 году Национальным куррикулумом. Несмотря на то, что проект куррикулума по ИКТРН, разработанный и изданный в 2011 году массовым тиражом Конгрессом русских общин РМ, так и не был утверждён министерством, все учителя республики используют его в своей работе при подготовке к урокам. А стало быть, он и дальше должен удовлетворять всем современным требованиям.

Один из авторов куррикулума, преподаватель истории и ИКТРН Кишинёвского теоретического лицея им. А.С. Пушкина Светлана Докина познакомила собравшихся с историей куррикулума, его изменениями и современными требованиями к уроку, а также поделилась своими методическими инновациями.

Богатую коллекцию методических приёмов предложила участникам семинара преподаватель истории и ИКТРН Кишинёвского теоретического лицея им. Н. Милеску-Спэтару Галина Чумак,  провозгласив, что история русского народа, его традиции и русская культура должны быть «бальзамом для юных душ наших гимназистов». И сделать этот предмет самым любимым должен учитель.

Римма Заворотная из Унген рассказала о своём опыте краеведческой и проектной деятельности на уроках ИКТРН.

Тону Зинаида, преподаватель русской словесности и ИКТРН из села Сарата Галбена Хынчештского района показала тесную взаимосвязь изучаемых на уроках ИКТРН тем с произведениями русской классической литературы и посетовала на отсутствие уроков ИКТРН в лицейском звене.

Об увлекательной внеклассной работе по ИКТРН рассказала преподаватель столичного лицея им. М. Греку Марина Романюк. Не первый год её ученики активно и успешно участвуют в Республиканском конкурсе по истории России, который ежегодно проводит  Русский интеллектуальный центр. О самом конкурсе участникам семинара подробно рассказала директор РИЦ и главный организатор семинара Елена Буракова.

После обеденного перерыва преподаватели ИКТРН продолжили обсуждение проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной практике. Отдавая должное мастерству опытных педагогов, выступивших с основными докладами, участники семинара, тем не менее, поставили вопрос и о роли учебника, который необходим и для эффективной работы на уроке, и для самостоятельной работы дома. Изданные Конгрессом в 2013-2014 гг. учебные пособия, безусловно, сняли остроту проблемы. Но учебники имеют свойство изнашиваться, поэтому педагоги обратились к Конгрессу русских общин РМ с просьбой изыскать возможность переиздания полюбившихся книг. Также учителя высказали просьбу о разработке и издании учебников для начальной школы, поскольку выпущенный несколько лет назад и навязанный школам за деньги так называемый «учебник» для 1-4 классов совершенно не соответствует действующему куррикулуму.

Итоговая резолюция, которую зачитал известный в Молдове педагог Борис Шаповалов, была единогласно принята участниками семинара. В ней в частности выражена озабоченность появившимися в СМИ суждениями о необходимости заменить важнейший для патриотического воспитания молодёжи предмет – ИКТРН на некий  «винегрет» из культур всех населяющих нашу страну народов. «Мы понимаем, что некоторым чиновникам очень хочется опустить наш предмет до уровня изучения блинов и балалаек, – говорили выступающие, – этого ни в коем случае нельзя допустить».

Любовь к Родине основана не на фольклорных традициях, а на гордости за историю своей страны. Нам, русским, проживающим в Молдове, есть чем гордиться!

 

А. Путерник

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

Республиканского научно-практического семинара «Учебная и внеклассная работа по предмету  «История, культура и традиции русского народа»  в свете новых требований Национального куррикулума-2019»

 

29 февраля 2020 года в Кишинев состоялся Республиканский научно-практический семинар на тему: «Учебная и внеклассная работа по предмету «История, культура и традиции русского народа» в свете новых требований Национального куррикулума-2019». В семинаре, организованном Конгрессом русских общин Республики Молдова при поддержке Примэрии Кишинёва и Департамента образования, молодёжи и спорта столицы Молдовы,  приняли участие педагоги из 32 учебных заведений Кишинёва и 60 учебных заведений различных районов страны, а также руководители общественных этнокультурных организаций.

Очевидно, что дальнейшее развитие нашей страны во многом зависит от того, насколько у подрастающего поколения сформированы гражданская позиция и уважение к историко-культурному наследию. Важнейшую роль в воспитании сознательных граждан поликультурного общества Молдовы, готовых влиться в социальную и духовную жизнь страны, играет учебный курс «История, культура и традиции русского народа» (ИКТРН), а также других народов, населяющих Молдову. Обращение к родным истокам, к исконной народной мудрости особенно важно для детей, проживающих за пределами своей этнической родины.

Нельзя изучать культуру и традиции народа в отрыве от его истории. Невозможно понять классические произведения литературы без знания соответствующей исторической эпохи и событий, которые послужили основой для их создания.

Поэтому участники семинара выражают озабоченность в связи с появляющимися в СМИ суждениями о необходимости заменить этот важнейший для патриотического воспитания молодёжи предмет «винегретом» из культур всех населяющих нашу страну народов. Мы считаем недопустимым размывание ИКТРН в рамках некоего абстрактного обобщённого курса, а также сведение серьёзного предмета к изучению преимущественно фольклорных традиций.

Участники семинара выражают благодарность Конгрессу русских общин РМ и Русскому интеллектуальному центру за организацию данного семинара, а также за постоянное внимание к проблемам лицеев и гимназий с русским языком обучения, в частности, за издание в 2013-2014 гг. единственного в Молдове пособия по ИКТРН для 5-9 классов.

Заслушав доклады и обсудив новые формы и методы преподавания ИКТРН в связи с реформированием в 2019 году Национального куррикулума, участники семинара обращаются к Конгрессу русских общин РМ с просьбой создать рабочую группу по внесению изменений и дополнений в куррикулум, разработанный и изданный КРО РМ в 2011 году. Усовершенствованный вариант куррикулума по ИКТРН отпечатать массовым тиражом и передать его всем преподавателям данного предмета.

Отмечая работу Конгресса русских общин РМ, распространившего бесплатно во все учебные заведения Республики Молдова пособия по ИКТРН для 5-9 классов, участники семинара отмечают острую необходимость в аналогичных пособиях для начальной школы. Учителя ИКТРН просят руководство КРО РМ изыскать возможность разработать и издать «дидактические материалы» для 1-4 класса, а также выпустить второе дополненное и переработанное издание пособия по ИКТРН для 5-9 классов. Это позволит решить проблему обеспечения учащихся русских школ учебной литературой по предмету «История, культура и традиции русского народа» на ближайшие 5-10 лет.

 

г. Кишинёв

29 февраля 2020 г.