Аналитическая справка о референдумах, проведенных в Крыму начиная с 1991 г.

20 января 1991 года именно в Крыму состоялся первый в истории СССР референдум. В нем приняло участие 81,3% избирателей. На вопрос: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?» положительно ответили 1343855 человек (93,26%). Референдум был признан правомочным. На основе его результатов Верховный Совет Украинской ССР вынужден был принять решение о восстановлении Крымской АССР.

17 марта 1991 года, в соответствии с решением IV съезда народных депутатов в СССР, вслед за крымским, проводился уже Всесоюзный референдум. На всеобщее голосование был вынесен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в котором в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?» В референдуме приняли участие 80% избирателей страны. Из них «да» ответили 76,4%. В том числе по Украине: приняли участие 83,5%, за сохранение Союза проголосовали 70,2%. В Крыму (без г. Севастополя) высказались «за» 1 085 570 человек (87,6%) из 1 239 092 (79,3%), принявших участие в голосовании.

Спустя восемь месяцев, 1 декабря 1991 года на Украине снова проводился референдум с вопросом: «Поддерживаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?». В Крыму в референдуме приняли участие 62% от граждан, внесенных в списки. За Акт провозглашения независимости Украины проголосовали 54%, с учетом принявших участие в голосовании отдыхающих и курортников, многочисленных военнослужащих. Две третьих крымских избирателей (973 653 человека) либо голосовали «против», либо участия в референдуме не принимали. Результаты украинского референдума 1 декабря 1991 года стали основанием для образования независимого украинского государства с включением в его состав Крымской Автономии.

В связи с правовым спором, продолжающимся вокруг результата референдума 1 декабря 1991 года, следует отметить, что проводился он тогда, когда фактически и юридически существовало государство СССР, и сохранялось его правовое поле. Следовательно, легитимными могут считаться только решения и действия в рамках существовавших законов. А из этого факта вытекает, что выход любой союзной республики из состава СССР должен был осуществляться в соответствии с Законом от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».

В статье 3 указанного Закона определено: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии».

Там же установлено: «В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно». В статье 6 Закона говорится также и о том, что решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на ее территории. Частью 7 статьи 17 Закона предусматривалось, что в случае выхода республики из состава СССР должен быть согласован статус территорий, не принадлежавших выходящей республике на момент ее вхождения в состав СССР.

Все эти правовые нормы союзного Закона, как и многие другие, были грубо проигнорированы властями Украины.

После Беловежского Соглашения и развала СССР в Крыму было инициировано проведение еще одного референдума. В соответствии с действующим на то время законодательством было собрано сотни тысяч (более 240 тысяч) подписей за проведение нового крымского референдума по вопросу: «Принимая во внимание неправомерность актов 1954 года о передаче Крыма из состава РСФСР в состав УССР, учитывая волю народа Крыма, выраженную на общекрымском референдуме 20 января 1991 года, и в связи с результатами голосования Крыма по вопросу общекрымского референдума 1 декабря 1991 года.

Вы за независимую республику Крым в союзе с другими государствами?».

Однако на проведение такого референдума был незаконно объявлен «бессрочный мораторий», а инициаторы его проведения подверглись политическим репрессиям. В результате правовой нигилизм украинских политиков привел к многолетнему противостоянию Крыма и Украины, многим правовым коллизиям.

26 июня 1994 года был проведен референдум (всеобщий опрос) и о статусе Севастополя. 90% севастопольцев высказались за российский статус города. На основе этого Севастопольский городской Совет народных депутатов 24 августа 1994 года принял постановление: «1. Признать российский правовой статус города Севастополя. 2. Подтвердить принципиальную позицию городского Совета о Севастополе как главной базы Черноморского Флота Российской Федерации, выраженную во всех ранее принятых решениях городского Совета XXI и ХХ созыва».

В обращении Севастопольского городского Совета народных депутатов к руководству России и Украины говорилось, что «де-юре город Севастополь и поныне часть Российской Федерации, так как при передаче в 1954 году Крымской области из состава России в состав Украины Постановление 1948 года о статусе Севастополя не отменялось, а последующее распространение юрисдикции Украины на город Севастополь принято в одностороннем порядке…».

Следует в данной связи обратить внимание и на то, что Совет Безопасности ООН, который специально рассматривал севастопольскую проблему, фактически согласился с фактом отсутствия каких-либо решений о передаче города Севастополя Украине. Юридическим основанием нахождения г. Севастополя в составе Украины явилось Положение Договора между Россией и Украиной, подписанного в Киеве 12 ноября 1990 года, где договаривающиеся стороны взяли на себя обязательства «уважать территориальную целостность друг друга в рамках, существующих в настоящее время границ». Особо Совбез ООН приветствовал позицию Президента России, который фактически отказывался в то время от защиты Севастополя и категорически выступил против решения Верховного Совета РФ «О статусе города Севастополя как главной базы Черноморского Флота». (Сборник решений и резолюций ООН, 20 июля 1993 г. Документ S/26118).

Фактическая аннексия г. Севастополя и отказ крымчанам в праве на проведение референдума в соответствии с Законом «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» создали в регионе крайне напряженную ситуацию. Относительный компромисс был найден на основе Конституции Республики Крым 1992 года. Данной Конституцией предусматривалось право Верховного Совета Республики Крым на проведение референдумов, а также максимально расширялись права Крыма в проведении внутренней и внешней политики. Разрешение Верховной Рады Украины на проведение референдумов в Крыму не оговаривалось.

Однако в 1995 году Президент Украины в одностороннем порядке ликвидировал Конституцию Крыма от 1992 года, что явилось грубейшим нарушением не только прав Республики Крым, но и Конституции Украины, которая предусматривала законность Конституции Крыма от 1992 года. В 1998 году под давлением Киева была принята новая Конституция уже Автономной Республики Крым. Но даже в этой навязанной Украиной Конституции в ст. 18 содержалось право Верховного Совета АРК на проведение референдумов.

Таким образом, рассмотрение результатов референдумов, проведенных в Крыму начиная с 1991 года, дает основания сделать следующие заключения.

Первое. В Крыму за последние двадцать три года проведены многочисленные референдумы с целью определения государственного статуса региона. Референдумы были организованы и проведены в соответствии с существующими международными нормами и на демократических принципах.

Второе. На референдумах население Крыма однозначно четко определило свои государственно-политические приоритеты, направленные на реинтеграцию с Россией как исторической родиной подавляющего большинства крымчан.

Третье. Развязанную правящими элитами на Украине и реакционными силами Запада «войну» против мартовского 2014 года крымского референдума за непризнание его результатов есть все основания рассматривать как выступление против основополагающих принципов демократии и права народов на самоопределение, предусмотренное Уставом Организации Объединенных Наций.