Провалы в работе посла Ф.Мухаметшина озвучили в Госдуме России

20 марта в Государственной Думе Российской Федерации состоялись Парламентские слушания «О современной политике Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом». Депутаты, сенаторы, представители Президента России, министерств и ведомств, ученые-правоведы, эксперты обсудили опыт поддержки российских соотечественников за рубежом со стороны государства и общества после 1991 года, их современное положение и проблемы, пути совершенствования законодательства России в части выработки эффективных механизмов защиты их прав и свобод.

Участвовать в этом важном разговоре получил приглашение и известный молдавский политик и общественный деятель, председатель Конгресса русских общин Республики Молдова Валерий Клименко.

Предлагаем текст выступления Валерия Ивановича, подготовленный им специально для Парламентских слушаний. Уверены, подавляющая часть российских соотечественников разделяет точку зрения лидера российской диаспоры в Молдове на состояние дел в данной области в нашей стране.

Большинство материалов, появляющихся в последнее время в российских СМИ, характеризуют проблемы зарубежных соотечественников достаточно однообразно и несколько однобоко: «Соотечественникам нужны деньги, русские школы, квоты в вузы и гражданство!»

Не отрицая важность этих вопросов, хочу остановиться на проблемах другого рода - связанных с сохранением русской идентичности и гражданской активности многонациональной российской диаспоры, и прежде всего - в ближнем зарубежье.

Наибольшие усилия Российской Федерации в сфере поддержки своих соотечественников направлены на реализацию Программы переселения. Помочь переехать в Россию и адаптироваться на новом месте тем, кто к этому стремится, – миссия благородная, кроме того - позволяет решить серьёзные демографические проблемы российских регионов.

Однако, ажиотаж вокруг этой Программы, который в течение длительного времени наблюдается в Молдавии, с одной стороны, позволил неправедным путем обогатиться некоторым предприимчивым «лидерам русского движения». А с другой стороны, массовое бегство русскоязычных граждан из Молдавии приводит к резкому сокращению числа русских школ и русскоговорящих специалистов во всех сферах и свидетельствует о том, что никакой альтернативы своего жизненного обустройства, кроме переезда, наши соотечественники не видят. Такое положение вещей плохо согласуется с установкой Правительства и Президента РФ на сохранение и укрепление позиций «Русского мира» за рубежом.

На наш взгляд, главной задачей работы с соотечественниками в странах СНГ должно стать сохранение сильной русской общины, способной не только Масленицу на российские деньги праздновать, но и вести предпринимательскую, политическую и правозащитную деятельность, осуществлять масштабные проекты реальной поддержки русскоязычных сограждан. Выход именно на такой уровень работы всегда был и остается целью Конгресса русских общин Республики Молдова. И многое у нас действительно получается. Назову только несколько фактов: в первые 10 лет своей деятельности КРО РМ подготовил и издал 116 наименований книг местных авторов – прозу, поэзию, монографические исследования по проблемам русского населения в Молдове и Приднестровье. При этом только две книги были изданы за счет средств России. Остальные – за счет наших финансовых возможностей.

В рамках нашей работы по борьбе с фальсификацией истории России и Молдавии, Конгресс подготовил и издал уникальные учебники «История, культура и традиции русского народа», которые являются единственным методическим пособием в процессе преподавания этого обязательного предмета в русских средних учебных заведениях страны. Появление этих книг, прошедших научно-методическую экспертизу в Российской Академии наук, позволяет, основываясь на архивных источниках и общеизвестных фактах, донести до детей объективную информацию об истории и культуре нашей этнической родины. Это очень важно в контексте патриотического воспитания русской молодежи, с одной стороны, и противостояния русофобским, клеветническим тенденциям, широко представленным в молдавском обществе, - с другой. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, который оплатил типографские расходы при издании данных учебников.

Опираясь на созданную русскоязычными гражданами Молдовы политическую организацию – Движение «Равноправие», мы сумели провести в местные органы власти значительную часть наших активистов, в том числе руководителей городских и районных общин, которые, разумно распоряжаясь своим общественно-политическим статусом, смогли оказывать нашим соотечественникам значительно более эффективную помощь в защите прав, решении различных вопросов повседневной жизни – от закупки книг на русском языке для школ и местных библиотек, до замены чиновников, которые пытаются игнорировать пожелания русскоязычных жителей того или иного региона.

К сожалению, в Молдавии в последние годы, с приходом на должность посла России бывшего руководителя «Россотрудничества» Фарита Мухаметшина, мы наблюдаем: чиновники, отвечающие за работу с соотечественниками в нашей стране, относятся к самостоятельным, дееспособным организациям соотечественников как к своим потенциальным конкурентам. Регулярные призывы к «консолидации» общественных организаций на практике оборачиваются попытками разрушить исторически сложившиеся крупные объединения соотечественников - с тем, чтобы подчинить каждую из входящих в это объединение организаций напрямую представительству Россотрудничества. У нас есть конкретные примеры открытого давления на руководителей общественных организаций со стороны российских чиновников, в том числе лично Посла Ф.Мухаметшина, которые хотели добиться официального выхода той или иной организации из Конгресса русских общин РМ. Этим организациям обещались привилегированные условия финансирования и другие льготы за счет российских налогоплательщиков.

К счастью, особых успехов в этой разрушительной деятельности Ф.Мухаметшин не достиг – от нас ушло 3 организации из 32. Но можете себе представить, какие эмоции у всех у нас вызвали эти грязные подковерные интриги? И как низко пал имидж российского посла в глазах наших соотечественников…

Чтобы больше не возвращаться к теме взаимоотношений посла Ф.Мухаметшина и КРО РМ, приведу всего несколько фактов: в течение многих лет Конгресс проводит крупные, знаковые для русской культуры мероприятия: Дни русской культуры и духовности в Республике Молдова с многочисленными презентациями новых изданных книг, конференциями для учителей и молодежи, выставками произведений искусств, мастер-классами для деятелей культуры и т.д., Республиканский конкурс по истории России, Республиканский конкурс молодых исполнителей «Виртуозы русской музыки», Республиканский конкурс русской песни «Ярмарка мелодий», Многопрофильная олимпиада для российских соотечественников по физике, химии, математике и биологии, торжественные собрания общественности Молдавии, посвященные Дню России, Дню народного единства, Дню Победы и многое другое. За пять лет нахождения посла Ф.Мухаметшина в своей должности, ни он, ни его подчиненные, ни работники представительства Россотрудничества в Молдавии ни разу не посетили ни одно из указанных мероприятий. Послы других, прежде всего славянских государств, с благодарностью откликаются на наши приглашения поприсутствовать на мероприятиях в качестве почетных гостей, приходят и празднуют российские государственные праздники вместе с нами, а российские дипломаты, видимо, по другому оценивают важность и значимость подобных мероприятий для укрепления позиций «Русского мира» в Молдове. Их больше интересует фестиваль яблок, скачки на лошадях, соревнования на саблях и всякая другая, далекая от русской культуры, дрибидень.

Господин Мухаметшин не только демонстративно игнорирует русскую культуру, но и прилагает серьезные усилия для погашения активности КРО РМ. Например, при финансовой поддержке Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, в Молдавии был создан Центр по защите прав российских соотечественников, проживающих в Молдове и Приднестровье. Мы бесплатно консультировали наших соотечественников по различным правовым вопросам, бесплатно вели их дела в судах, если возникала необходимость решить какую-то конкретную проблему конкретного человека – взаимодействовали с местными органами власти. По оценке Фонда, наш Центр входил в тройку самых успешных среди всех аналогичных структур, созданных по всему миру.

Никто из Посольства, возглавляемого Ф.Мухаметшиным, никто из представительства Россотрудничества ни разу не посетили Центр, ни разу не поинтересовались нашими проблемами, не предложили никакого взаимодействия. А потом мы случайно узнали, что Ф.Мухаметшин завалил Москву письмами с «мягкой» рекомендацией прекратить финансовую поддержку нашего правозащитного Центра. Видимо, надеялся, что без этих денег мы свернем работу. Не получилось! Конгресс расходы по деятельности Центра взял на себя и мы успешно продолжаем помогать людям в их кризисных ситуациях.

Подобных примеров враждебного отношения к нашей организации и к проблемам российских соотечественников в целом я могу привести великое множество. О них мы в коллективных письмах писали в МИД России, Президенту России, руководителям всех фракций Госдумы России. Ни один из приведенных нами фактов разрушительной и предательской деятельности в Молдове господина Мухаметшина не был опровергнут. Но и выводов никаких касательно методов работы дипмиссии и его главы не последовало. Каждый раз нам твердили: мол, неудобно человека за пару лет до пенсии выгонять, потерпите немного. Вот и терпим. А страдает при этом прежде всего дело.

Но несмотря ни на что, Конгресс русских общин продолжает работать как работал до появления в Молдове господина Мухаметшина. Рано или поздно он все равно уйдет. А мы останемся. И не за зарплату, а по убеждениям будем и дальше хранить русское культурное, образовательное и гуманитарное наследие в Молдове. И восстановим наше партнерство с российским посольством, как это было раньше, до появления в Молдавии господина Мухаметшина.

Ещё больший урон имиджу России и её соотечественников наносят ловкие дельцы, в чьих руках по непонятным причинам оказываются хорошие российские проекты. Например: по поручению Президента РФ В.В. Путина с 2014 года за рубежом стали создаваться пункты приёма российского ЕГЭ. С 2016 года такой пункт действует и в Кишинёве, и что интересно - на базе самого неэффективного малокомплектного частного учебного заведения - лицея «Светоч», выпускники которого находятся на последнем месте в Кишинёве по результатам выпускных экзаменов. Для участия в сдаче ЕГЭ необходимо заключить договор с лицеем и заплатить 2000 лей. Хотя, как известно, это бесплатный экзамен. Такое стяжательство компрометирует прежде всего российские власти, которые являются инициаторами сдачи ЕГЭ за рубежом. Ибо молдавские жители считают, что это именно для них введена плата за желание поступить в российский вуз, а лицей «Светоч» всего лишь исполнитель воли российских властей.

Такие всем известные в Молдавии примеры, когда одни «общественники» наживаются на Программе переселения, другие – на сдаче ЕГЭ, бросают тень на всю общественную деятельность российских соотечественников, а также на представителей России, без поддержки которых такое «предпринимательство» не могло бы состояться. Дошло до того, что в отношении наиболее активных «друзей» господина Мухаметшина местные правоохранители возбудили уголовное дело – за мошенничество: за многие тысячи евро всем известные проходимцы обещали людям российские паспорта и… обманули. А деньги прикарманили. И скрываются с ними по всему миру. Но верю: правоохранители этих «трудяг» на ниве коррупции достанут и на жесткие нары устроят.

Вопросы образования, возможность учиться на русском языке в стране проживания, безусловно, являются наиболее важными для большинства молодых российских соотечественников, проживающих за рубежом. Но это вовсе не означает, что «для начала, надо по всему миру открывать русские школы», - эта мысль принадлежит депутату Госдумы Леониду Слуцкому, он ее сформулировал на заседании круглого стола на тему «Соотечественники за рубежом: прошлое и настоящее» в рамках V Рождественских парламентских встреч.

Если в какой-то из стран, где живут российские соотечественники, вообще отсутствуют русские школы, то, безусловно, открытие хотя бы одной такой – архиважное дело и нужное, на которое действительно необходимо находить средства. В то же время создание одной привилегированной школы в той же Молдавии непременно приведёт к разрушению остальных русских школ - из них уйдут талантливые педагогические кадры и таковые ученики.

В нашей стране, к счастью, школ с русским языком обучения только в Кишинёве более тридцати, а всего по Молдове – 280. Это уникальное явление на территории постсоветского пространства (финансирование государством 280 русских школ) – результат гражданской и политической активности российских соотечественников. В 90-е годы мы яростно и без всякой поддержки со стороны России дрались с местными властями за сохранение образования на русском языке. И мы убеждены, что в условиях СНГ более важно сохранить русские школы, чем, позволив их уничтожить, открывать школы заново. Это наша принципиальная позиция!

Не менее важна для русскоязычной молодёжи и возможность получения высшего образования в России. Но при этом нельзя безоговорочно согласиться и со вторым предложением, прозвучавшим на круглом столе в рамках V Рождественских парламентских встреч. Сенатор Константин Косачев предложил резко увеличить квоту для зарубежных студентов, которые могли бы обучаться в российских вузах, минимум в два раза — с 15 тыс. до 30 тыс. бюджетных мест в год, поскольку «возвращаясь к себе после окончания учебы, они же фактически становятся нашими партнерами».

На форумах самого разного уровня мы неоднократно говорили о том, что для повышения престижа российского образования необходимо не столько квоту увеличивать, сколько механизм её распределения совершенствовать. Стыдно наблюдать, как поступают в российские вузы те, кто сумел добыть в школе хорошие оценки, договориться с кем надо, ничего не зная даже по профильным предметам. Такая практика отбора кандидатов не только дискредитирует российскую систему образования, но и пагубно влияет на уровень русского образования в Молдавии, поскольку ученики массово переходят из лицеев, в которых дают хорошие знания, в лицеи, где ставят хорошие оценки.

В этом году свершилось то, о чём мы настойчиво твердили в течение многих лет – в Молдавии для поступающих в российские вузы было проведено тестирование по вариантам, составленным в России. Это испытание стало не только главным критерием справедливого отбора претендентов, но также сыграло роль мониторинга качества русского образования в Молдове. В результате, все, кто показал хотя бы минимально необходимый уровень подготовки по профильному предмету, смогли получить квоту. Это серьёзный прорыв в работе с соотечественниками в ближнем зарубежье.

Однако «гибкость» выделяемых квот, т.е. возможность заполнять места на те направления подготовки, которые были выбраны успешными лицеистами, привела в очередной раз к «перепроизводству» экономистов и юристов в ущерб техническим и педагогическим специальностям. А возможность самостоятельного выбора вузов абитуриентами оставляет без иностранных учащихся многие периферийные российские университеты.

Поэтому полагаем, что если будет принято решение об увеличении количества квот для зарубежных студентов, то эти дополнительные места должны быть выделены не Россотрудничеству, а непосредственно вузам, в том числе нестоличным, в первую очередь по востребованным в России техническим и технологическим направлениям подготовки. Дело в том, что российские соотечественники из стран СНГ поступают в российские университеты вовсе не для того, чтобы «вернуться к себе после окончания учебы» и стать «фактически нашими партнерами», как утверждает сенатор Косачев. Они уезжают в Россию учиться с надеждой остаться здесь навсегда. Назад в Молдавию, например, из российских вузов возвращается не более 1% дипломированных специалистов.

Именно на этих потенциальных жителей России надо в первую очередь делать ставку, внося изменения в закон о гражданстве. У молодых людей должна быть возможность и перспектива легально трудоустроиться сразу после окончания вуза. А механизм выделения квот на обучение в вузах соотечественников должен способствовать тому, чтобы молодые специалисты, выходцы из стран СНГ, оставались жить и работать во всех российских регионах. В свою очередь, вузы, получив возможность принимать иностранцев по квотам самостоятельно, могут выезжать за пределы России и проводить для своих потенциальных абитуриентов различные образовательные мероприятия: олимпиады, летние школы и т.д. И это может быть одним из условий выделения вузу таких квот. При этом, работа с зарубежными соотечественниками и их обучение должны стать столь же значимыми для рейтинга вуза, как и обучение «настоящих» иностранцев – китайцев, сирийцев, вьетнамцев и т.д., на которых пока делается наибольший акцент.

В заключение хотелось бы высказать пожелание, чтобы обсуждения проблем соотечественников проводились не только в результате возникновения всем очевидных проблем, а на регулярной основе. Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками мог бы проводить такого рода мозговые штурмы не только в Москве, но и в режиме вебинаров. Но эта работа будет плодотворной только в том случае, если к обсуждению проблемных вопросов будут привлекаться представители активных, во всех смыслах состоявшихся организаций, имеющих опыт реализации серьёзных проектов и прямого сотрудничества с российскими структурами.

 

Рекомендации

1. При внесении изменений в «Закон о гражданстве» необходимо учесть интересы соотечественников, обучающихся в российских вузах и вернуться к практике предоставления российского гражданства выпускникам высших учебных заведений, желающим остаться работать в России.

2. В случае увеличения квот для зарубежных студентов, желательно вернуться к практике предоставления преимущественного права отбора иностранных абитуриентов отдельным вузам, в первую очередь техническим и педагогическим.

3. При реализации программы «Русская школа за рубежом» непременным условием принятия тех или иных решений, особенно открытия новых школ, аттестации существующих должно стать тщательное изучение ситуации в русских школах с учетом специфики каждой страны. Надо объявить приоритетом программы – сохранение действующих школ с русским языком обучения и повышение уровня образования в этих школах.